У Победы наши лица
У Победы наши лица_одноклассники
Видеовоспоминания
%%namepath%%
 Григорий Ивлиев: Суперзадача - добиться эффективного использования бюджетных средств

На волнующие всех вопросы, связанные с федеральным бюджетом на следующий год, отвечает председатель Комитета ГД РФ по культуре Григорий ИВЛИЕВ:
 
 
- Бюджет на 2010 год и последующий период сохраняет четко выраженную социальную направленность. Сокращение расходов на культуру, конечно же, произошло. Но, как уверяет Министерство финансов РФ, культура попала в число тех отраслей, расходы которых сокращены наименьшим образом. И все же уменьшение расходов на шесть миллиардов бюджета культуры - это значительные цифры. Поэтому нужно наконец признать, что в культуре финансирование должно формироваться принципиально по-другому. Не по остаточному финансированию, а исходя из важности проектов и программ, которые в наибольшей степени влияют на развитие страны.
 
А пока, к сожалению, сокращение бюджета проводится как раз за счет эффективных программ, которые были предложены в последнее время. И серьезно затрагивает развитие материально-технической базы культуры, реставрацию исторических памятников. Мы будем призывать федеральные органы исполнительной власти выйти сейчас с проектами, программами - обоснованными, логичными, - которые могли бы поддержать развитие культуры. Особенно доступность культуры для детей. Это позволит нам создать поколение, которое способно в XXI веке и обновляться, и созидать, и творить. Без подобного подхода мы не сможем сделать качественный рывок вперед - к достойному уровню жизни, который невозможен без культуры.
 
- Что же тогда осталось в бюджете культуры? Назовите конкретные цифры.
 
- Общие расходы из федерального бюджета на культуру по Министерству культуры РФ составляют около 73 миллиардов рублей, включая прямое финансирование культуры - 50 миллиардов рублей и прямое финансирование кинематографа - 5 миллиардов 562 миллиона и 400 тысяч рублей. Остальное - межбюджетные трансферты регионам и отдельные программы. Кинематограф стал для нас приоритетным направлением. На следующий год мы увеличиваем его финансирование, с тем чтобы позитивные тенденции последних десяти лет не сломались. В эти годы кинематограф развивался и достиг определенных успехов. Но его нынешнее положение нас не устраивает. Чтобы кинематограф мог достичь необходимых высот, государство будет поддерживать его более интенсивно: путем предоставления льгот по налогообложению и увеличения прямого финансирования. Несмотря на то что общие расходы на культуру сокращены, бюджет кинематографии увеличен почти на 2 миллиарда. И важно в следующем году обеспечить реализацию этих средств самым эффективным образом.
 
- Но пока механизм траты этих бюджетных денег, насколько мне известно, официально не утвержден. Понятно, что будет система субсидирования кино, но непонятно, как эти субсидии будут до кинематографистов доходить. Самый обсуждаемый вариант - пять-шесть крупных студий или продюсерских компаний, через которые будут идти деньги в более мелкие киностудии. Но кто будет эти студии выбирать - опять же непонятно.
 
- Решение о субсидировании кинематографа было принято еще год назад. Мы изменили федеральный закон о господдержке кино, согласно которому теперь господдержка может осуществляться не в форме размещения заказов для государственных или муниципальных нужд с его конкурсом, а в форме прямых субсидий со стороны государства.
 
Мы предполагали выработку определенного порядка субсидирования, который помог бы нам решить несколько задач. Во-первых, сделать эту процедуру более открытой, прозрачной. Во-вторых, сделать более доступными эти средства для физических и юридических лиц, занимающихся кинематографией. В-третьих, мы хотели, чтобы коррупционные проявления, которые имеют место в этой сфере, потеряли свою почву. А суперзадача - добиться эффективного использования бюджетных средств. В том механизме распределения средств, который осуществлялся, значительная часть господдержки не была реализована в форме показанного населению фильма. И, конечно же, такая трата государственных средств недопустима.
 
Еще одной важной задачей при выработке нового механизма субсидирования было привлечение самой кинематографической общественности к оценке тех проектов, которые будут поддерживаться государством. Это принципиальный смысл новой государственной политики, смысл этого субсидирования. Сейчас мы видим, что даже на стадии принятия решения о механизме распределения бюджетных денег идет большое общественное обсуждение этой проблемы. Кинематографическая среда кипит. Поэтому мы, конечно, заинтересованы, чтобы правительство как можно быстрее приняло решение о форме и направлениях государственной поддержки кино.
 
- Многие продюсеры и режиссеры волнуются, что бюджетные деньги достанутся исключительно крупным компаниям - и так достаточно обеспеченным, а небольшие отечественные киностудии просто не смогут в таких условиях выжить.
 
- Мы тоже волнуемся и хотим, чтобы деньги попали туда, куда они должны попасть. При этом отделение государственного продюсерства в сфере кинематографии от функции Министерства культуры, на мой взгляд, - правильное решение. Мы, создавая некий, впрочем, всем уже хорошо известный фонд, передавая ему полномочия, создаем возможности для реального продюсирования. У государства - у Министерства культуры - остаются функции передачи денег, контроля за их использованием. Но продюсером Министерство культуры не может выступать, потому что продюсирование фильма не сводится только к передаче денег. В продюсировании нужно учитывать все экономические моменты. И в этом смысле форма субсидирования через некую организацию, которая будет этим самым генеральным продюсером, конечно, более современна. Она позволяет учитывать многолетний характер работы над фильмом, корректировать сроки работы. Она предоставляет большие возможности для контроля, объединения средств, организации и поддержки проката. И, что важно, - для выработки системы капитализации средств в кинематографе для создания в последующем фильмов уже не за счет государственных денег, а за счет собственного капитала. Мы не ставим сейчас задачу возврата государству этих средств. Но капитализация средств, которые дает государство, должна быть. Эффект от этих средств будет и в самой продукции - в нравственном влиянии на общество. Но это нисколько не исключает необходимости создания киноиндустрии на современных рыночных основах.
 
Количество компаний, через которые будет оказываться господдержка, определится эффективностью предложений и привлекательностью идей. Принцип, который будет заложен, - предоставление государственной поддержки проектам и компаниям, которые имеют серьезные проекты. И конечно, у нас есть задачи некоей консолидации продюсерского сообщества, консолидации идей для того, чтобы получить то качество, которое требуют сами кинематографисты, сами критики. Мало кто доволен качеством отечественного кинематографа! Поэтому необходима концентрация сил, и творческих в том числе. Но это совершенно не означает, что мы хоть на сколько-то должны уменьшить возможность доступа независимых кинопродюсеров или авторов фильмов к средствам государственной поддержки. Напротив, теперь можно будет обратиться не только к министерству, за которым сохраняется целый ряд направлений - поддержка авторского кино, дебютного кино, анимации, документальных фильмов.
 
- В каком соотношении тогда будут распределены эти 5,5 миллиарда?
 
- Пока, как мне известно, планируется 3,7 миллиарда направить в фонд, который должен достичь определенных результатов. Остальное пойдет непосредственно через Минкультуры.
 
- А фонд социальной и экономической поддержки кинематографа, который вы упомянули, уже сформирован?
 
- Решение пока не принято. Есть протокол, поручение В.Путина всем ведомствам выработать предложения в декабре. Правительство будет участвовать в его формировании в любом случае. Понятно, по каким принципам фонд будет сформирован. В него должны войти люди профессиональные, владеющие ситуацией: представители общественности, сами кинематографисты. Там должны быть к тому же профессиональные юристы, которые выстроят хозяйственно-правовой механизм деятельности фонда. Забегать вперед и говорить, что это будет пять-шесть компаний и возглавлять фонд будет то или иное лицо, вряд ли нам с вами нужно. Только когда этот вопрос пройдет процедуру согласования в правительстве, можно будет говорить о реальной схеме. Но с 1 января этот механизм уже должен действовать.
 
- Понятно, кино - приоритет, а с остальными сферами культуры что будет?
 
- Средства на содержание учреждений культуры сохраняются в прежнем объеме. Они не уменьшены. Сокращены программы строительства и реставрации некоторых объектов. Но, к примеру, Большой театр, новую сцену Мариинки, "Новый Иерусалим" мы продолжаем финансировать в полном объеме. Кроме того, отдельной статьей в законе (во втором чтении) мы предусмотрели выделение дополнительных 300 миллионов рублей для восстановления Морского собора в Кронштадте. Эта святыня конца XIX века находится в аварийном состоянии. Мы очень надеемся, что принятая нами во втором чтении поправка, обязывающая правительство найти средства на восстановление Морского собора, позволит сохранить эту святыню, отреставрировать ее и представить гражданам в том виде, в котором она была построена.
 
К сожалению, уменьшается финансирование библиотечной программы. Но задача создать во всех регионах филиалы президентской библиотеки у нас по-прежнему остается. Мы не смогли откликнуться на все потребности в рамках Года культуры России во Франции и Франции в России.
Но самое большое опасение для нас - не увеличение оплаты труда. Именно поэтому мы поставили этот вопрос в постановлении Государственной думы о принятии бюджета. В течение 2010 года правительство все-таки должно решить вопрос о повышении оплаты труда. Это наша принципиальная позиция, и мы будем следить за развитием экономической ситуации и требовать от правительства такого решения, которое позволило бы повысить оплату работникам в сфере культуры. Сейчас мы пытаемся провести эту линию на региональном уровне. Вот, скажем, в Оренбургской области, депутатом от которой я являюсь, с 1 января произойдет повышение оплаты труда работникам культуры на 15 процентов. Это принципиально важно. Нужно показать, что даже в условиях кризиса можно найти решение, которое дает возможность нормально работать. Мы призываем регионы не забывать, что при реализации любой социально-экономической программы необходимо учитывать вопросы культуры.
 
- Вам известны регионы, где сейчас есть осознание важности культуры?
 
- Да, мне известны такие регионы. Например, Белгородская область. Когда я вижу там модельные сельские библиотеки в каждом районе, когда вижу, как оборудованы детские школы искусства, я понимаю, что чистота в городе Белгороде порождена не административным нажимом, а тем, что в области уделяют внимание вопросам культуры. Республику Мордовию я могу отнести к таким же регионам. Зачатки такого подхода есть у нас в Оренбургской области. Но в Оренбурге в одном районе можно увидеть первоклассную школу искусств, а в соседнем районе со сходным бюджетом и экономикой - разрушенную, с протекающей крышей. И объяснить я это ничем не могу, кроме как тем, что мы не создали повсеместно в обществе правильного отношения к культуре.
 
Сейчас основная задача - обеспечить детей доступом к культуре. Нужно обновлять материально-техническую базу детских школ искусств, по-новому преподавать "культурные" предметы в школе, поддерживать дополнительное образование (дворцы культуры, клубы и другие). Для этого, на мой взгляд, нужно принципиально решать вопрос о федеральных полномочиях в этой сфере. В частности, обеспечить за счет федеральных средств оборудованием все эти направления деятельности. Если не будет музыкальных инструментов, возможности приобщиться к краскам, шить костюмы для танцев, мы не сможем сохранить эту инфраструктуру в регионах. И, конечно, для того чтобы ребенок мог погрузиться в культуру, важны современные информационные технологии: цифровое телевидение, интересные научно-популярные интернет-ресурсы, цифровые кинозалы. Последние, например, полностью меняют всю систему показа. В цифровом кинотеатре можно смотреть все: премьеру балета в Мариинке, футбольный матч, шедевры мирового и отечественного кинематографа. Цифровой кинотеатр дает возможность выстраивать культурную жизнь отдельного поселения или всего региона.
 
- Обновление материально-технической базы детских школ искусств и дворцов творчества, обеспечение регионов цифровыми кинозалами - это задача федеральной власти, муниципалитетов или бизнеса?
 
- Что касается цифровых кинотеатров, то в них придет бизнес - это однозначно. Вся программа должна быть выстроена по механизму частно-государственного партнерства.
 
Достаточно предоставить бизнесу инвестиционные условия. Если это будет государственной программой, это воспримут как сигнал, что государство поддерживает культуру снизу доверху. Важность программы и заключается в том, чтобы сориентировать бизнес.
 
Что касается оборудования, это уже другой порядок расходов. Но мы должны пойти на это: расходы на детские школы искусств, на нормальное преподавание культуры в школе и на поддержку дополнительного образования. Федеральная часть здесь может быть эффективна только в части предоставления оборудования. И я глубоко убежден, что вопрос создания программ по обеспечению оборудованием нужно решать на федеральном уровне. Но это не означает, что не должно быть программ в регионах и муниципалитетах. Причем в поддержке культуры для детей регионы более эффективны, потому что они смогут учесть потребности, понять, где должно развиваться классическое искусство, где - народное творчество, где - художественный промысел. Но обобщить всю эту потребность и понять, сколько нам сейчас нужно музыкальных инструментов на страну, произвести их, а не закупить в Японии, доставить детям - это задача принципиальной важности.
 
 
Мария ТОКМАШЕВА
Газета «Культура» №49 (7712) 17-23 декабря 2009г.
 
 
 
Комментарии
Имя
E-mail
Заголовок
 
%%printpath%%

Ломоносовская частная школа - лучшая частная школа Москвы
© «Ирина Яровая» 2016
Все права на материалы, находящиеся на сайте,
охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Rambler's Top100
Яндекс цитирования