Ирина Яровая: Необходим реестр недобросовестных компаний-концессионеров в ЖКХ

Ирина Яровая: Необходим реестр недобросовестных компаний-концессионеров в ЖКХ

Alt

Очередное заседание рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства с целью правового обеспечения и развития концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения под руководством вице-спикера Госдумы, депутата фракции «Единая Россия» Ирины Яровой состоялось в пятницу, 28 января. Рабочая группа была сформирована по поручению Председателя ГД Вячеслава Володина.

Участие в заседании приняли представители Минстроя, Генеральной прокуратуры, Минэкономразвития, Минэнерго, экспертного сообщества.

Ирина Яровая подчеркнула, что «главная задача рабочей группы – защитить права каждого гражданина Российской Федерации, в том числе пенсионеров, малообеспеченных россиян, которые ежемесячно выступают в роли постоянных инвесторов, ежемесячно внося плату за водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение». «Граждане уже давно являются коллективным, самым добросовестным инвестором, который платит живые деньги», - указала депутат.

Защита средств граждан

«В структуре платежей закладывается доля на содержание и развитие сетей. Вопрос: почему до сих пор эти средства никак не аккумулированы, не окрашены, не защищены и никто не ведет речь о гражданах как о добросовестных инвесторах? Но при этом сегодня борьба идет именно за эти деньги – деньги граждан в виде платежей, потому что это живые деньги, которые вкладываются в систему ЖКХ. И именно поэтому так много заинтересантов, которые хотели бы получить доступ к средствам, которые платят граждане, ведь они никак не контролируемы в своем использовании. Нужно обозначить эти средства в структуре платежа», - заявила Яровая, обращаясь к представителям министерства строительства и ЖКХ.

Вице-спикер особо отметила, что «за свои деньги граждане должны получать качественные услуги, в том числе, если объект эксплуатирует частная компания по договору концессии: компания получает доход от пользователей объекта, но при этом обязана следить за его сохранностью и качеством предоставляемых услуг».

«Мы – представительный орган власти, - подчеркнула Яровая. – За мной стоят избиратели, жители Камчатского края. Это и далекое Пенжино, и Усть-Камчатск, и Мильково. Это не просто названия населенных пунктов, это люди, которые живут на земле и которые искренне не понимают, почему сегодня самые высокие тарифы на Камчатке не конвертируются в безусловную гарантию того, что водопровод будет самым лучшим на долгую перспективу? Почему никто в министерствах не предлагает защиту реальных средств, которые платят люди? Давайте предложим механизм защиты средств граждан, чтобы они использовались по назначению».

Доступ к концессиям – только добросовестным компаниям

Сделать это тем более необходимо, что количество концессионных соглашений растет с каждым годом: «с 2018 по 2021 год их число выросло более, чем на 600 тысяч – с 1778 до 2376 соглашений».

«Объем инвестиций за этот период вырос более чем в два раза - с 235 в до 511 миллиардов. Но при этом только около 27% соглашений предусматривают инвестиционную программу. А наличие или отсутствие инвестиционной программы означает наличие или отсутствие стратегии обновления сетей, коммуникаций, а значит, и обеспечения качества услуг в короткой и долгосрочной перспективе», - заметила руководитель рабочей группы.

«В этой связи ранее мы предложили предусмотреть обязательную разработку инвестиционных программ и механизмы контроля над их исполнением. Необходима оценка инвестиционного потенциала не только на долгосрочную перспективу, но и осуществления инвестиций в короткий период – как с точки зрения платежей граждан, так и с точки зрения дотаций и субсидий государства», - считает парламентарий.

Кроме того, Яровая обратила внимание, что «сегодня отсутствует понятие недобросовестный концессионер и реестр недобросовестных концессионеров».

«Сегодня есть реестр недобросовестных поставщиков в сфере закупок, который себя оправдал, реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования. Кроме того, в Думу внесен проект Правительства о реестре лиц-участников ограничивающих конкуренцию соглашений. Однако вопрос с недобросовестными концессионерами не решен», - отметила вице-спикер.

«В связи с этим конкретное предложение: внести в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» нормы, которые бы предусматривали критерии недобросовестности концессионера и ведения реестра недобросовестных концессионеров. Это должна быть прямая норма действия в законодательстве. Нужен механизм, не допускающий к концессиям неплатежеспособных концессионеров», - заявила Яровая.

Также она предложила «проработать вопрос о введении безусловного запрета для иностранных юридических лиц и оффшоров выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения».

«Напомню, у нас есть понятие объектов критической инфраструктуры, жизнеобеспечения – это вопросы безопасности во всех смыслах. Поэтому участие иностранных концессионеров и фактически обладание, переход на долгосрочную перспективу в работе с объектами критической инфраструктуры недопустимо. При этом запрет, который есть сегодня в законодательстве, не является императивным», - указала руководитель рабочей группы.

Контрольная функция регионов

Также Яровая предложила поручить комиссии Совета законодателей по жилищной политике и ЖКХ и профильным комитетам Госдумы провести мониторинг выполнения региональных обязанностей в сфере концессионных правоотношений. Это должно относиться и к установлению тарифов с учетом параметров концессионных соглашений, и утверждения инвестиционных программ концессионера, и возмещения недополученных доходов.

«Это должна быть зоной ответственности региона. Федеральное законодательство не снимало ответственности ни с субъектов, ни с органов местного самоуправления за решение вопросов жизнеобеспечения. Поэтому если есть желание кому-то передать (объекты ЖКХ в концессию) и ни за что не отвечать – так не получится. Нужна ответственность для концессионеров за исполнение условий соглашений, в том числе, за неоказание услуг или оказание услуг не в полном объеме, плохого качества при изменении регулируемых тарифов, или необоснованного повышения нерегулируемых тарифов», - уверена Яровая.

Резюмируя, руководитель рабочей группы подчеркнула, что «главное заинтересованное лицо в том, чтобы знать и понимать, какой объем средств аккумулируется, идет на восстановление сетей на местном уровне – это жители муниципалитетов, это граждане. Они должны быть уверены, что в их поселке, городке будет все в порядке, что их здоровье, которое связано с чистой водой, обеспечивается современными коммуникациями».

По итогам заседания было принято решение, что профильные ведомства подготовят предложения по расщеплению структуры платежа – процентной доле в структуре платежа защищенных средств, порядку их накопления, использования, контроля, а также введению ответственности концессионеров и органов власти перед гражданами в части гарантии и защиты коммунальных платежей для реализации инвестпроектов в ЖКХ.