Ирина Яровая: Повышенная ответственность за повторное управление ТС без прав прежде всего призвана остановить правонарушителей

Ирина Яровая: Повышенная ответственность за повторное управление ТС без прав прежде всего призвана остановить правонарушителей

Alt

Фотогалерея

В Госдуме во вторник, 8 февраля, состоялось очередное заседание рабочей группы по подготовке изменений в законодательство Российской Федерации в части установления ответственности за опасное вождение.

Как подчеркнула вице-спикер Госдумы, руководитель рабочей группы Ирина Яровая, «единая позиция рабочей группы: представленная редакция правительственного законопроекта не дает четкого определения «опасного вождения», а поэтому не может быть принята в таком виде – реализация нормы без четкой квалификации может привести к нарушению прав и интересов законопослушных водителей.

Между тем, учитывая общественную опасность и угрозу для жизни и здоровья людей действий нарушителей, которые управляют автомобилями, будучи лишенными прав, а также находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, Ириной Яровой подготовлен законопроект, ужесточающий наказание за такие преступления.

Предложения концептуально поддержаны МВД и Минюстом, а также представителями думских фракций-членами рабочей группы. «По поручению Председателя Госдумы нами проведена большая работа, детальный анализ ситуации, были выявлены опасные тенденции. На основе этих данных разработаны законодательные предложения. Предварительно вопрос проработан с МВД и Минюстом, есть общее понимание, что такой алгоритм совместных решений будет адекватной мерой, обеспечивающей дополнительную безопасность для граждан как участников дорожного движения», - отметила Яровая. Поддержку инициативам высказали также участники заседания – представители Минтранса, Роскомнадзора, Минцифры.

По данным статистики, в 1 полугодии 2021 года в суды поступило 52 607 дел по факту управления транспортными средствами лицами, лишенными права управления. В 2020 году зафиксирован существенный рост таких правонарушений: судами было рассмотрено более 91 тысяч дел, что на 25% превысило показатели 2019 года, когда было рассмотрено около 72 тыс. подобных дел.

«Данные происшествия характеризуются достаточно высокой степенью тяжести последствий, в них погибает каждый десятый пострадавший», - заявила Яровая.

«Мы имеем тенденцию роста правонарушений, совершаемых лицами, которые не имеют законного права управления транспортным средством, в отношении которых суд в интересах общества уже принял  меру пресекательного характера, запретив управлять ТС, однако эти лица не только продолжают нарушать закон и не исполнять решение суда, но и причиняют тяжкий вред жизни и здоровью граждан», - отметила руководитель рабочей группы.  

«Установление повышенной ответственности прежде всего призвано не только обеспечить соразмерность наказания, но и остановить правонарушителя, остановить тех, кто, не имея права на управление транспортным средством, садится за руль пьяным или устраивает гонки, уничтожая все на своем пути», - подчеркнула Яровая.

«Каждое девятое ДТП, связанное с выездом на полосу встречного движения, совершено лицами, лишенными права на управление ТС либо лицами которые не имеют не имеющими такого права, число погибших в таких ДТП в 2020 г. возросло почти на 15 %», - подчеркнула она.

Кроме того, сегодня неуклонно растет количество дел по факту управления транспортным средством лицами, находящимися в состоянии опьянения и лишенными права управления транспортным средством или не имеющими такого права. «Это объективные, негативные данные. В частности, в 2020 году число таких правонарушений по сравнению с 2019-м выросло более чем на 11 %. В первом полугодии 2021 года в суды поступило почти 30 тыс. таких дел. То есть лицо, которое по решению суда было лишено права управления, не только садится за руль, но еще и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и совершает преступления, которые влекут необратимые последствия», - констатировала Яровая.

Эту ситуацию призван изменить подготовленный законопроект. Во-первых, предлагается повысить административное наказание за повторное управление транспортным средством без прав.

«Действующие нормы административного законодательства позволяют лицу многократно управлять транспортным средством, будучи лишенным такого права или не имея его. Сам уровень незначительной административной ответственности является не сдерживающей, а в большей степени поощрительной мерой, позволяя совершать нарушения хоть 150 раз и всякий раз фактически откупаться незначительными суммами, платить один и тот же штраф и продолжать управление, совершать правонарушения, издеваться над здравым смыслом и обществом», - отметила Яровая.

«Предлагаю при повторном управлении транспортным средством лицом, которое лишено такого права, установить штраф от 50 до 100 тысяч, тем самым повысить уровень ответственности», - заявила автор инициативы.

Второе предложение – «для тех лиц, которые будучи лишенными права управления и которые уже дважды привлекались к административной ответственности за управление транспортным средством без наличия права на его управление, установить уже уголовную ответственность».

Таким образом, уголовная ответственность будет наступать после трех административных правонарушений: самого нарушения, повлекшего лишение прав, повторного и последующего нарушения при отсутствии права управления.

«Кроме того, предлагается новое отягчающее обстоятельство и повышенная ответственность для лиц, лишенных или не имеющих права управления транспортным средством, совершающих преступления, связанные с нарушением ПДД, повлекшим тяжкий вред здоровью или смерть пешехода. В качестве дополнительной меры, которая будет иметь прямой пресекательный характер, предлагается предусматривать и устанавливать конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, связанного с управлением ТС в состоянии опьянения либо с превышением скорости или выездом на встречную полосу, а также с неоднократным управлением транспортным средством, являясь лишенным права управления», - заключила Яровая.

Проект закона будет представлен участникам рабочей группы через неделю.