В Госдуму внесен законопроект о мерах профилактики преступлений на дорогах для защиты жизни и здоровья водителей и пешеходов
Поправки в УК РФ и КоАП РФ были разработаны по поручению Председателя Госдумы межфракционной рабочей группой под руководством заместителя Председателя Госдумы Ирины Яровой.
«Цель законопроекта, прежде всего, - сбережение жизней водителей, пешеходов и пассажиров, а также упреждение административных правонарушений и уголовных преступлений», - подчеркнула Ирина Яровая. Законопроект поддержан Верховным судом РФ и Правительством РФ.
Создать межфракционную рабочую группу по подготовке изменений в законодательство в части установления ответственности за опасное вождение и проработать вопрос дополнительной ответственности для водителей за опасную езду в декабре предложил Вячеслав Володин.
«Договоримся, что создаем рабочую группу во главе с (вице-спикером Госдумы) Ириной Анатольевной Яровой. <…> Проработаем вопросы и штрафстоянок, и, если такое решение будет принято, конфискации автомобиля, на котором совершаются противоправные действия», - отметил Володин и подчеркнул, что из-за опасных действий лихачей на дорогах гибнут люди. «Мы с вами должны сделать все для того, чтобы защитить здоровье граждан, защитить жизнь людей. Поэтому давайте искать решения», - сказал Володин, обращаясь к депутатам.
«Задача, которая поставлена Председателем Государственной Думы перед нашей межфракционной рабочей группой – выработать актуальные дополнительные решения, обеспечивающие безопасность наших граждан как участников дорожного движения, неотвратимую и соразмерную ответственность для тех, кто грубо нарушает правила дорожного движения и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Нами с коллегами из всех фракций проведена большая работа с министерствами, всеми профильными ведомствами в части детального анализа ситуации, выявлены опасные тенденции и дана надлежащая правовая оценка. Выработана единая позиция рабочей группы, и на основе этих данных и общей позиции межфракционной рабочей группы разработаны законодательные предложения», - отметила вице-спикер.
Согласно статистике, меры административной и уголовной ответственности, которые сегодня предусмотрены законом, не обеспечивают в должной степени защиту общественных интересов и решения задач безопасности.
«На протяжении последних пяти лет, к сожалению, продолжают расти показатели аварийности по вине водителей, лишенных права управления транспортным средством, - отметила Ирина Яровая. – В 2021 году в суды поступило 102 124 дел по факту управления транспортными средствами лицами, лишенными права управления. А в 2020 году по сравнению с 2019 зафиксирован рост таких дел на 25%. Такие происшествия характеризуются достаточно высокой степенью тяжести последствий, в них погибает каждый десятый пострадавший. Кроме того, лица, лишенные права на управление ТС либо не имеющие такого права, совершают каждое девятое ДТП, связанное с выездом на полосу встречного движения – число погибших в таких ДТП в 2020 году возросло почти на 15 %».
Неуклонно растет также количество дел по факту управления транспортным средством лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и лишенными права управления транспортным средством или не имеющими такого права. «В частности, в 2020 г. число таких правонарушений по сравнению с 2019 г. выросло более чем на 11 % (с 54 126 до 60 153 дел). В 2021 г. в суды поступило почти 60 тыс. таких дел», - отметила Ирина Яровая.
Депутатами разработаны комплексные решения.
Предлагается повысить административное наказание и установить штраф от 50 до 100 тысяч (по решению суда) для лиц, которые повторно управляют транспортным средством, уже будучи лишенными водительских прав.
«Действующие нормы административного законодательства фактически позволяют лицу многократно продолжать управление транспортным средством, будучи лишённым такого права или не имея такого права. В настоящее время по таким деяниям вообще отсутствует признак повторности. При этом многократные нарушения и публичное демонстративное неуважение к закону и пренебрежение ценностью жизни и безопасности граждан сегодня влечет одну и ту же ответственность», - отметила Ирина Яровая.
Когда меры административной ответственности, назначенные судом уже дважды после лишения прав на управление, не останавливают правонарушителя, предлагается установить уголовную ответственность. Уголовная ответственность будет наступать за вождение без прав в случае, если лицо село за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выехало на встречную полосу или превысило скорость.
«Если лицо вновь и вновь нарушает административный запрет, обоснованно говорить об исчерпанности мер административного воздействия – в данном случае они уже не обеспечивают пресечение правонарушений. Уголовную ответственность в данном случае предлагается установить прежде всего с целью недопущения новых правонарушений. Потому что, к сожалению, сегодня единственным фактором, который останавливает злостных нарушителей, являются совершенные ими ДТП со смертельным исходом», - отметила Ирина Яровая.
«Нужно отметить, что речь идет не о добросовестных водителях, а по факту именно о правонарушителях. Водитель – это тот, кто имеет законное право на управление источником повышенной опасности. Лицо, лишенное судом права управления транспортным средством, садясь за руль, всегда осмысленно и заведомо является правонарушителем, из-за которого становятся жертвами водители, пешеходы, пассажиры», - подчеркнула Ирина Яровая.
Проект поправок предлагает установить также новое отягчающее обстоятельство и повышенную ответственность для лиц, лишенных или не имеющих права управления транспортным средством, совершающих преступления, связанные с нарушением ПДД, повлекшим тяжкий вред здоровью или смерть пешехода.
«При этом в качестве возможной дополнительной меры пресекательного характера в отношении именно злостных правонарушителей, привлекаемых к уголовной ответственности, предлагается установить возможность на основании обвинительного приговора конфискации транспортного средства», - отметила Ирина Яровая.
Эта норма предложена депутатами и ведомствами в качестве дополнительной и упреждающей меры ответственности за преступления, по которым в Уголовном кодексе уже предусмотрена ответственность: управление ТС в состоянии опьянения либо выезд на «встречку», либо превышение скорости (статьи 264.1 и 264.2). И новому составу: управление ТС лицом, лишённым водительских прав – это статья 264.3 в редакции законопроекта, где речь идёт о многократных и злостных нарушениях лицами, лишёнными права управления, но продолжающими управлять ТС. Таким образом, вести речь о конфискации можно будет исключительно в ситуациях, когда нарушитель в третий раз создает опасность на дороге, уже будучи ранее лишенным прав; третий раз за год выезжает на «встречку» или в третий же раз за год превышает скорость (на величину более 60 км/ч в плюс к разрешенной); или управляет ТС в состоянии опьянения и ранее уже был подвергнут административному наказанию за пьяную езду.
«То есть речь идёт ситуациях, когда лицо умышленно, осознанно садится за руль автомобиля, уже будучи неоднократно наказанным, понимая, что не имеет законных оснований для управления транспортным средством, пренебрегая правилами безопасности и судебными запретами», - отметила Ирина Яровая.
Такой подход станет «серьезной профилактической мерой, позволит остановить злостных нарушителей». «К сожалению, сегодня их останавливает только одно: авария с уже необратимыми последствиями. Наша задача – остановить их раньше, когда ещё можно спасти жизни людей. Установление повышенной ответственности прежде всего призвано остановить правонарушителя, остановить тех, кто, не имея права на управление транспортным средством, садится за руль пьяным или устраивает гонки, уничтожая все на своем пути», - заключила Ирина Яровая.
Законопроект поддержан Верховным судом РФ, Правительством РФ, Генпрокуратурой, МВД, Минюстом, ГИБДД, ФССП. Профильные ведомства направили положительные отзывы на законопроект, выразив аргументированную позицию, что предлагаемые решения помогут предотвратить новые правонарушения и преступления.