ГПК в Коми исторический опыт России и перспективы модернизации

ГПК в Коми исторический опыт России и перспективы модернизации

Alt
 ГПК в Коми исторический опыт России и перспективы модернизации

9 ноября в Коми республиканской академии государственной службы и управления прошёл круглый стол «Исторический опыт России и перспективы модернизации». Инициатором и модератором дискуссии, в которой принятии участие студенты выпускных курсов, обучающиеся по специальностям «юриспруденция», «управление персоналом», «документационное обеспечение управления» выступила  доцент кафедры экономики, государственного и муниципального управления, координатор государственно-патриотического клуба Коми регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Наталья Михальченкова.
 
В составе экспертов и участников дискуссии были: кандидат наук, заведующий кафедрой истории и теории государства и права Игорь Ластунов; доктор наук, профессор кафедры документоведения, архивоведения и прикладной лингвистики Анна Гагиева; кандидат наук, доцент кафедры управления социально-политическими процессами Николай Морозов; заведующий секцией управления персоналом кафедры управления социально-политическими процессами Любовь Фоканова; преподаватель кафедры истории и теории государства и права, аспирант Коми научного центра УРО РАН Александр Мацук 
 
 Открывая дискуссию, Наталья Михальченкова обозначила необходимость изучения отечественного опыта управления передовыми предприятиями отраслей народного хозяйства, проведения модернизационных процессов в условиях Госплана  на основе государственных заказов для разработки и предложения современных  инструментов государственного управления, в том числе на уровне отдельных предприятий в условиях рыночных отношений.
 
Александр Мацук охарактеризовал основные виды модернизации, представил разные точки зрения на процесс модернизации в советской и современной России,  выделил её основные составляющие: создание современного государства, обладающего суверенитетом, ослабление структур традиционного общества (переход к индустриальному), рост численности граждан, обладающих всей совокупностью прав, развитие включённости в политическую жизнь отдельных социальных групп, рыночная экономика. Тем самым молодой учёный определил современную российскую модернизацию как процесс усовершенствования, улучшения, обновления, приведения в соответствии с современными требованиями и нормами объектов народного хозяйства.
 
Наталья Михальченкова обратила внимание участников встречи на то, что отличие современной модернизации от предыдущих заключается в том, что она включает в себя обновление не только в технике и экономике, в условиях, когда собственники предприятий не осознают, а в чём-то и не имеют стимулов, но и  в политической и социальной сферах. У государства есть механизм применения административных и государственно-правовых методов в современных условиях на уровне требований, разрабатываемых и принимаемых технических регламентов.
 
 Интересными и востребованными в государственном управлении для участников показались модели,  предложенные известными учеными прошлого - А.К. Гастевым, А.В. Гличёвым и Г.Г. Азгальдовым. Участники дискуссии признали практическую необходимость, методов количественной оценки качества продукции для решения задач его планирования и контроля на различных уровнях управления хозяйством на современных предприятиях, на основе анализа практической деятельности Госстандарта СССР, Международной организации по стандартизации ISO, а также популяризации организации и методических подходов к разработке системы стандартизации, многие их которых востребованы из отечественного опыта системами технического регулирования США, Японии, Китая. 
 
Кульминацией дискуссии явилось обсуждение систем управления Петровской и Отечественной эпохи, в которых общим является  подход к модернизации, основанный, на привлечении научных специалистов для обеспечения системного, взаимосвязанного осуществления целого комплекса организационных, технических, экономических и социальных мероприятий. 
 
Завершая круглый стол участники выразили надежду на то, что несмотря на успешный опыт управления национальной экономикой в условиях административно-командной системы управления, применить и сделать его успешным на уровне государственных отечественных предприятий не удалось, а в условиях рыночных отношений и формирования класса добросовестных и недобросовестных собственников – ещё сложнее, поэтому необходимо использование административных (государственно-правовых) механизмов стимулирования к модернизационным процессам через установление, применение и исполнение обязательных минимальных требований к продукции, процессам проектирования, производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг в Технических регламентах – задающих новый качественный и инновационный уровень их обеспечения со стороны хозяйствующих субъектов.