Ирина Яровая: Наша задача - воспитать личность, способную созидать

Ирина Яровая: Наша задача - воспитать личность, способную созидать

Alt
 Ирина Яровая: Наша задача - воспитать личность, способную созидать

Важнейшими функциями современного государства должны быть вопросы воспитания и культуры. Об этом заявила координатор Государственно-патриотического клуба «Единой России», член Президиума Генсовета Партии Ирина Яровая, выступая на всероссийской конференции «Современная политика и новый политический класс»:
 
«Если вы прилетите в Магадан, то увидите большой плакат «Добро пожаловать на Калыму – золотое сердце России!». В стране, где совершенно разные условия жизни, можно жить только еще с ощущением внутреннего патриотизма и сопричастности к своей стране. Сколько угодно можно говорить о свободе, но если это свобода личности, то на первом месте должно быть понятие личности. А чтобы мы вообще могли говорить о личности, то мы должны говорить о системе как раз ценностных координат, об идеологии, об образовании, о воспитании.
 
Сегодня происходит очень серьезная подмена понятий. Мы тиражируем слово «свобода», но оставляем за скобками то, что на протяжении 20 лет никто не работал над воспитанием личности. Более того, вся система образования, культуры, СМИ работали на девальвацию ценностных ориентиров, работали на то, чтобы вымыть ощущение патриотизма, ответственности. Что мы с вами получили? Мы получили то, что семейные традиции и вообще ценность института семьи полностью утрачены. И это ведь произошло не потому, что в стране появилась какая-то эфемерная свобода. А потому, что под понятием «свобода» тиражировались совершенно ложные подменяющие свободу понятия.
 
В этой связи я бы хотела апеллировать, возвратить нас к высказыванию Ильина. На мой взгляд, оно точно отражает те заблуждения, которые существуют сегодня в обществе, и которые, к сожалению, тиражируют у нас именно либералы: «Если в народе нет здорового правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений и преступлений. Человек без чувства ответственности и чести не способен ни к личному, ни к общественному самоуправлению, а потому и не способен к демократии». Вы знаете, это может быть покажется вот таким очень резким заявлением, но если задуматься над этим, то это окажется именно так.
 
Мы можем с вами обсуждать проблемы коррупции, неэффективности власти, потребительского общества, отсутствия инициативы, инертности, равнодушия. Но если посмотреть какая общая причина все это объединяет, то окажется, все это происходит в силу главного – в силу того, что у общества, страны в целом отсутствует четко выстроенный вектор ценностных ориентиров. Два года назад президент говорил о нашей с вами идеологии консерватизма. Это была первая попытка заговорить серьезно с обществом о том, что нам ценностно и дорого. Была заявлена свобода, несомненно. Но прозвучали слова о значимости государства, патриотизма. Что средства массовой информации начали обсуждать проблему восстановления института семьи? Нет.
 
Более того, вчера все выпуски новостей набросились на современные молодежные патриотические движения, и, в тоже время, пропагандируют обиженное меньшинство, которое недалеко от школы и храма в Санкт-Петербурге проводит акцию сексуальных меньшинств. Ну, скажите, что перевернулось вообще в этом мире? То есть сегодня нам не нужны молодежные движения с активной гражданской позицией, с чувством патриотизма. Но нам нужно меньшинство, которое на самом деле обнуляет права большинства. Полностью обнуляет. То есть получается, что те люди, у которых дети учатся в этой школе, те люди, которые соотносят себя с православной верой, те люди, для которых понятие «ценность семьи» - это не то, что конвертируется в деньги, а то, что значимо и ценностно по жизни, значит всех их нужно забыть? Может быть, нам нужно заявить о том, что в нашем русском языке мы должны тогда бороться не просто за смысл, но и за слова? Может быть, нам нужно просто называть вещими своими именами? И не пытаться искать красивые интеллигентные объяснения тем безнравственным поступкам и течениям, которые есть? Наверное, тогда мы будем более искренни, откровенны и честны.
 
Если говорить о признаках государства, то они всем известны. Одним из главнейших признаков любого государства является суверенность. Сегодня уже многие забыли, что всего лишь в 2000 году для нашей страны проблема сохранения  суверенитета стояла чрезвычайно остро. Только в июне 2002 года мы с вами стали полноправными членами «большой восьмерки». В тот период мы решали вопрос возобновления вообще выплат зарплаты и пенсий. Почему я об этом говорю? Потому, что функции государства многогранны. Они экономические, социальные, охранительные, правовые, образовательные, культурные. Но у государства всегда есть вынужденность и обязанность выбора приоритета в реализации этих функций. И на том этапе государство, конечно, поставило на первое место очевидный приоритет – это сохранение суверенитета, это, кстати говоря, создание правовых институтов, потому, что мы именно тогда подошли к созданию нового уголовного кодекса, арбитражного права, гражданского, гражданско-процессуального, того, чего вообще не было. Мы с вами как государство заложили институциональные рамки, вывели ту форму, внутри которой уже нужно работать над содержанием и качеством.
 
Я предлагаю совершенно конкретную вещь. Бывая часто в регионах, остро ощущается сегодня потребность того, чтобы государство вновь определило приоритеты. Если мы успешно решили задачи нашей внешней безопасности, нашей суверенности, нашей институциональной оформленности, если мы с вами успешно начали административную и правовую реформу, то сегодня на злобу дня выходят другие вопросы. Это вопросы воспитания и культуры. Да сколько угодно мы можем говорить  о модернизации, о коррупции и обо всем остальном. Но если у нас с вами вновь и вновь в жизнь будет выходить поколение, которое не чувствует себя сопричастным с историей своей страны, для которого есть смысл и значение только в конкуренции нечестной, конкуренции любой ценой, преступая нравственные идеалы, то ничего не получится. Поэтому государство, сегодня должно заявить для себя как главный приоритет воспитание личности и гражданина.
 
Я недавно была на очередной дискуссии по поводу учебников истории, и значении истории России для нас. И опять эти бесконечные рассуждения о том, что надо много учебников. В действительности, у каждого ребенка учебник один, который ему выбрала школа. Сегодня учебников издано сотня, а у ребенка он один. Но у 14 млн. школьников получается, что учебники разные. И получается, что мы воспитываем граждан разной страны, которые по-разному знают историю Великой Отечественной войны, которые по-разному относятся к историческим фактам? Другие страны работают над мифологизацией, а мы уничтожаем героику своей страны. Для чего? Для того чтобы наши молодые ребята при опросах говорили, что они готовы, чтобы добиться материального успеха в жизни пойти на любо безнравственный поступок? А опросы, к сожалению, именно это и показывают.
 
Идеология, способная сохранить нас как нацию, как страну – это идеология консервативная. Потому, что в ней правильно и четко очерчены нравственные ориентиры. В стране есть молчаливое большинство. Но для этого молчаливого большинства пока еще дороги понятия «близкого человека», «своих детей». Значит нужно апеллировать к тем ценностям, которые еще генетически в нас сохраняются, которые еще не вымыты окончательно.
 
Поэтому, мы полагаем, что сегодня партия «Единая Россия» должна взять на себя инициативу и предложить заключить некий общественный договор. И та концепция духовно-нравственного воспитания, которая разработана, она все-таки должна быть реализована. Мы должны высказать свою однозначную позицию по таким важным для общества делам, как «дело Кононова» и по уголовной ответственности за реабилитацию нацизма. Не нужно метаться. Нужно занять одну твердую последовательную позицию. Если мы хотим, чтобы нас уважали, в нас видели защитников, и что преемственность истории для нас не фарс и не слова, мы должны сами совершать поступки.
 
Честно вам скажу, никогда бы не подумала, что у нас способны возродиться из пепла такие персонажи, как Немцов и ежи с ним. Почему они сегодня возрождаются? Да потому, что в обществе существует амнезия, отсутствие памяти о прошлом. Потому, что люди не в состоянии соотнести их лицемерные призывы с тем, что они же делали вчера. И так будет происходить и дальше, если в обществе будет отсутствовать ориентир идеологической работы.
 
Кроме того, «Единая Россия» (наверное, никто не испытывает в этом смысле неясности) понимает, что все остальные партии работают совсем в другом векторе, для них выгодно расшатывать общество, противопоставлять интересы, вызывать недоверие, конфликты. У нас другая задача – наша функция объединительная. И в этом смысле консервативная идеология – это единственный фундамент, который способен объединить страну.
 
Если говорить о других предложениях, которые были бы адекватны и понятны обществу, то, мы должны говорить о культуре. Мы недавно проводили обсуждение, у нас были выдающиеся деятели культуры, которые сами сказали о том, что с трудом находят произведения современных авторов, в которых можно было бы показать положительных героев, с которых можно брать пример. Потому, что вся современная героика – это героика бандитов, подлецов и негодяев.
 
Более того, мы даже с вами умудрились в толерантной плоскости обсуждать даже такие проблемы, как педофилия, например. Большой вопрос, является ли личностью и гражданином человек, который полностью демотивирован на нравственный идеал общества? Наверное, нет. Наверное, все же следует отличать биологическое существо от личности. Личность проявляется в поступках. И государство ответственно за то, какую личность оно формирует. И если существует информационное пространство, если существуют государственные программы по культуре, образованию, значит, они должны содержать в себе вектор нравственных, ценностных ориентиров. А это, на самом деле, и есть идеология и ничто другое.
 
Государственную программу по патриотическому воспитанию (мы должны четко это сказать и просить нашего лидера) не нужно пытаться размыть по всем министерствам и ведомствам. Давайте выстроим четкий и понятный алгоритм действий, который даст положительный результат.
 
У нас сегодня никто не носит и не знает национальных костюмов нашей страны. Во всех странах мира, которые участвуют в процессах глобализации, есть национальные праздники, когда люди достают красивые дорогие национальные костюмы, и они идут в них на улицу. Если мы с вами хотим, чтобы 4 ноября стало праздником, ну, давайте партия возьмет на себя инициативу и сформирует новую традицию в обществе. Да, первый год, второй, третий это будет восприниматься как-то неожиданно. Но традиции формируются, традиции появляются.
 
Сегодня говорить только о комфортной жизни чрезвычайно недостаточно, хотя об этом нужно говорить, потому, что мы решаем проблемы качества жизни людей. Потребительские ожидания в обществе и так уже разогреты до неимоверной высоты. Но мы должны начать решать качества духовной жизни человека, качества эстетической жизни человека, нравственной жизни. Эта задача куда более сложная. И, наверное, приоритет, которые должен сегодня быть заявлен на уровне нашей партии, и на уровне руководства нашей партии – это все-таки, воспитание личности и гражданина. Это все-таки отражение через культуру, средства массовой информации и действия государства понимаемых, разделяемых и утверждаемых на уровне истории нашей страны, ценностных ориентиров.
 
В заключении хотелось бы попросить только об одном. Для того чтобы мы с вами могли быть адекватно восприняты и поняты, наверное, наша с вами общая задача в этом смысле как раз показывать пример. И не стесняться в своей риторике, в своих выступлениях перед аудиториями говорить не только о том, на какой процент в связи с инфляцией будет что-то повышено. А говорить о таких, может быть, на первый взгляд для кого-то пафосных, но очень значимых вещах. Потому, что сегодня в обществе существует дефицит обсуждения и понимания этих проблем».