Ирина Яровая: Статус педагога – это статус носителя культуры
Ирина Яровая: Статус педагога – это статус носителя культуры
«Что нужно сегодня российской школе?» – эта тема стала 12 апреля предметом обсуждения депутатов Государственной Думы, членов Общественной палаты, экспертов, министра образования и науки, а также представителей регионов. По итогам дискуссии модератор совещания Ирина Яровая подвела итоги дискуссии в интервью «Парламентской газете».
– Ирина Анатольевна, как организатор и как модератор этого совещания, какие выводы вы делаете?
– Во-первых, мы реализовали нашу цель – найти точки приложения усилий для всех уровней власти для модернизации образования в России. Сегодня, наверное, не найдется ни одного человека, равнодушного или не заинтересованного в том, чтобы, говоря о качестве образования, мы не имели в виду и материально-техническое оснащение школ, и повышение престижности профессии учителя, и возможности постоянного повышения его квалификации, прихода в эту профессию квалифицированных и высоконравственных людей. Последнее – это тоже, безусловно, та цель, которую мы заявляем и реализуем через комплекс мер, предложенных «Единой Россией» и инициированных Владимиром Путиным. Всё перечисленное в течение последних лет реализуется и через национальный проект «Образование», и через президентский проект «Наша новая школа», и через целый ряд целевых программ. Но мы все прекрасно понимаем, что сегодня есть современные новые задачи в образовании, которые, конечно же, не отменяют того, что школа является важнейшим социальным институтом, объединяющим детей. У нас у всех есть общие герои, общие представления о добре и зле, нравственные ориентиры. И это всё дала нам школа. Не только объем знаний. Поэтому сегодня, говоря о развитии школы, мы говорим о комплексности мер. Сегодня все участники подтвердили правильность именно такого подхода, и, мне кажется, это ключевой итог обсуждения.
– Как выправить ту ненормальную ситуацию, которая сложилась с записью детей в школы?
– Очень ёмко на этот вопрос ответил министр образования, говоря о том, что родители в качестве независимого аудита качества вот таким образом выставили оценку школам. Если какие-то школы не пользуются интересом, следовательно, нужно смотреть, что там не так. Может быть, материально-техническую базу нужно подтянуть, а может быть, там проблемы в педагогическом коллективе или что-то ещё? Вся система образования должна находиться на том уровне, который отвечал бы интересам семьи и ребёнка. Образовательное пространство должно быть единым не только с точки зрения методик и литературы, а и с точки зрения возможностей педагогов и детей. Это наш ориентир к действию во всех регионах, та цель, которая должна быть достигнута.
– Что мы должны сделать, чтобы статус учителя, как сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, стал выше, чем статус преподавателя вуза?
– Повышение заработной платы и повышение авторитета педагога. Последняя задача в том числе зависит и от средств массовой информации. Необходима пропаганда уважительного отношения к этой профессии. Мы с малых лет помним, как будучи мальчишками и девчонками, стремились подражать своим учителям. Статус педагога – это не только статус носителя знаний, а еще и статус носителя культуры. Должен быть, если хотите, культ педагога, потому что мы все обязаны нашим учителям.
– Насколько те задачи, которые ставит перед собой власть, реалистичны в своём исполнении?
– Наша партия вообще не использует стиль деклараций. Мы говорим о реальных планах действия. Декларативный стиль ещё в 90-е годы себя исчерпал. Поэтому мы постоянно и ведем полемику с нашими оппонентами. Мы абсолютно профессионально рассматриваем проблему, предлагаем решения и следим за их исполнением. И нас всегда легко проверить. Некий рубеж в исполнении прозвучавших сегодня обязательств – 1 сентября этого года. До этого срока зарплаты учителям будут повышены и будет решен целый ряд задач по материально-техническому обеспечению школы.
Видеоинтервью можно посмотреть здесь
Видеоинтервью можно посмотреть здесь
"Парламентская газета"