Ирина Яровая: Диплом должен быть со знаком равенства между профессией и работой

Ирина Яровая: Диплом должен быть со знаком равенства между профессией и работой

Alt

Объективный и правильный ответ на вопрос, кто нужен стране – бакалавры, магистры или всё же специалисты, - даст целевой набор, когда спрос на профессии будет сформирован экономикой и работодателями, а образование получит нужное и прикладное наполнение.

В Госдуме в понедельник, 27 июня, проходят большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в РФ под председательством Вячеслава Володина с участием Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова и Президента Российского Союза ректоров Виктора Садовничего.

«Очень символично, что парламентские слушания о системе высшего образования пройдут во Всероссийский день молодёжи», - отметила заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая.

Она подчеркнула, что «система национального образования должна соответствовать целям и задачам развития страны, а значит, инвестиции государства в образование должны быть ориентированы на развитие экономики и человека во взаимосвязи».

«Ранее поставленная задача обучения якобы для конвертации диплома за рубежом, а значит, и работы где-то там в качестве «гастарбайтера» вообще выглядит странно в своём целеполагании, при этом было понижено качество образования и разорвано соотнесение с профессиями, нужными экономике России, а значит, перспективами работать по профессии», - отметила вице-спикер.  

Также «возникла проблема, что для многих профессий требуется магистратура, которая уже в большой степени платная часть образования».

«Исправить положение можно и нужно. Диплом должен быть со знаком равенства между профессией и работой», - подчеркнула Ирина Яровая.

Между тем, сегодня 47 процентов выпускников не работает по специальности, а на рынке труда наблюдается значительный дефицит кадров - к примеру, до 80 процентов в сельском хозяйстве.

«Для того, чтобы не чиновники решали сейчас, кому и на кого учиться, какие профессии бюджетировать, и чтобы избежать новых ошибок, предлагаем ввести алгоритм равного и публичного трёхстороннего взаимодействия: работодатель, вуз, студент.

Три года назад мы на президиуме Совета законодателей по поручению Вячеслава Викторовича Володина поставили перед собой задачу проанализировать проблемы в системе высшего образования и найти механизм решения. Теперь можно сказать, как важно, что мы выбрали правильный приоритет и вышли теперь уже на подготовленное законодательное решение, которое полностью поддержано Правительством», - отметила Ирина Яровая.

«Считаю принципиально важным, что данная инициатива позволит реализовать Поручения Президента Российской Федерации в части разработки и реализации комплекса мер по содействию трудоустройству выпускников вузов», - подчеркнула парламентарий.

«Важно было выйти на понятный рабочий механизм, в котором запрос экономики будет ориентиром для вузов и студентов для конкурсного выбора. Необходим объективный ответ на вопрос, а кто нужен – бакалавры, магистры – или все же специалисты? Ответ на этот вопрос даст целевой набор. Не придется гадать и решать принудительно административно. Когда спрос будет сформирован экономикой и работодателями, то и ответ будет правильным. Работодатель, подавая заявку на целевую подготовку с гарантией будущего рабочего места, сам определит, кого готовить. Выпускники на основе публичного предложения также сами определятся с выбором и примут участие в конкурсе. Вуз по итогам конкурса должен будет готовить не абстрактного получателя диплома, а работника для конкретной компании и должного уровня. Такой механизм вводится впервые, и он выводит систему целевого набора из серой и коррупционной зоны. Образование получит нужное и прикладное наполнение», - подчеркнула Ирина Яровая.

Она добавила, что «у выпускника сегодня есть возможность подавать заявку в пять вузов, в рамках этой возможности он сможет участвовать в честном конкурсе и на целевые места, в рамках которых появится и наставник, и производственная практика, и дополнительные прикладные модули, гарантированное рабочее место».

Парламентарий рассказала, что «эту работу проводила в прямом взаимодействии с ведущими работодателями, вузами, регионами, профильными министерствами». В поддержку законопроекта также выступили Валерий Фальков и Виктор Садовничий, министр цифрового развития Максут Шадаев и вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Законопроект внесён в Госдуму 12 мая и готовится к рассмотрению в первом чтении.

«Этот диалог, эта работа - а могу сказать, что работа была проведена колоссальная- стали возможны благодаря тому, что у всех, в том числе в министерствах, в Правительстве есть чёткое понимание необходимости именно системных изменений с учётом и объединением интересов всех сторон, прежде всего, выпускников, вузов, работодателей. Поэтому поддержка, которая дана Советом законодателей, Правительством, работодателями, родительским сообществом – это уже тот качественный результат, который позволяет дальше практически решать эти задачи», - сказала Ирина Яровая.

Вузы, работодатели, в том числе, такие крупные, АО «ОСК», Госкорпораций «Росатом», «Роскосмос» и «РОСТЕХ», родительское сообщество поддержали предложенный механизм. Как и регионы, которые заявили готовность к его реализации уже в следующем году.

Добавим, также законопроект направлен на обеспечение Народной программы партии «Единая Россия» в части разработки программ по стимулированию заключения договоров целевого обучения студентов с работодателями в регионах.
 
«В качестве следующего шага предлагаем также сосредоточиться на развитии системы СПО, введении целевого набора в СПО. Уверена, что потребуются дополнения в закон в этой части.

На обучение в СПО сегодня просто огромный запрос и у работодателей, и у выпускников. Из-за выведения всех в систему бакалавриата СПО было фактически потеряно. Но конкурс в СПО сегодня порой выше, чем в вузы, и родители ищут платные варианты обучения в СПО. Вот такой парадокс, когда абсолютный дисбаланс в эффективности инвестиций государства в образование.

В логике, предложенной нами в законопроекте о высшем образовании, СПО в формате целевого набора может иметь также реальные перспективы на развитие как за счёт бюджета, так и за счёт предложенного впервые прозрачного механизма инвестиций работодателей в систему образования в принципе», - заявила вице-спикер.

«Мы в рамках рабочей группы Совета Законодателей вопрос СПО обязательно детально проработаем вместе с регионами и работодателями», - сообщила Ирина Яровая.