Ирина Яровая: Наша цель как общества и государства – помочь подросткам, которые впервые оступились и совершили преступление небольшой тяжести

Ирина Яровая: Наша цель как общества и государства – помочь подросткам, которые впервые оступились и совершили преступление небольшой тяжести

Alt
"Наша цель как общества и государства - помочь подросткам, которые впервые оступились и совершили преступление небольшой тяжести. Необходимо создать условия для их перевоспитания, коррекции поведения и дать шанс на исправление, используя неравнодушие, соучастие и желание помочь, которые традиционно сильны в нашей стране. Для этого мы разработали концепцию законопроекта, направленного на гуманизацию ответственности несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, а также на создание современной системы профилактики преступлений несовершеннолетних", - заявила заместитель Председателя ГД Ирина Яровая на заседании Экспертного Совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития сегодня, 26 марта.

"Ежегодно осуждается порядка 23 тысяч несовершеннолетних, из них за преступления небольшой тяжести около 4 тысяч. При этом повторность совершения преступлений достигает 25%, в ряде регионов (республики Карелия и Коми, Забайкальский край) повторно совершившим преступление является каждый третий несовершеннолетний, а в Хабаровском крае этот показатель составляет 48,5%. Это свидетельствует о неэффективности существующей системы наказаний и профилактики. Сам факт осуждения меняет судьбу подростка, но не создаёт системного влияния на позитивные перемены. А необходимо именно взаимодействие с несовершеннолетним, реальная и всесторонняя помощь с учётом его индивидуальной жизненной ситуации с тем, чтобы устранить причины, которые повлияли на деформацию его поведения и способствовали совершению преступления. Необходимо помочь ему в формировании социальных и культурных  навыков и мотивации поступков. Сегодня уже существует возможность освобождения от уголовной ответственности, если признано, что исправление подростка может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Однако это является не правилом, а, скорее, исключением из правил. Общая практика - судимость и, как неизбежное последствие, изменение социального статуса в дальнейшем. Иногда необратимое. То есть вместо 4 тысяч возможных военнослужащих, юристов, инженеров общество получает тысячи молодых осужденных. Готовы ли мы, как общество и государство, отказаться от репрессивных механизмов в отношении ребят, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, и, проявив заботу и участие, поработать над тем, чтобы помочь им исправиться?.. Именно для этого мы предлагаем принципиально изменить подход и сделать правилом воспитательные меры и исключением - уголовное наказание в отношении несовершеннолетних, совершивших впервые преступления небольшой тяжести", - сообщила вице-спикер ГД.

По ее словам, в концепции разработанного законопроекта предусмотрен приоритет принудительных мер воспитательного воздействия без судимости для подростков, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, не относящегося к преступлениям против жизни и здоровья. "При этом возможность назначения наказания предполагается только в  исключительном случае, если в рамках расследования будет установлено, что перевоспитание подростка невозможно без привлечения к уголовной ответственности. Важно отметить, что преступления против жизни и здоровья остаются в общем правовом поле. Кроме того, предусмотрена обязательность возмещения вреда для решения вопроса о назначении принудительных мер воспитательного воздействия", - добавила Ирина Яровая.

"В целях формирования комплексных мер воспитательного характера проведены анализ и систематизация существующих мер и предложены новые. Воспитательные учреждения открытого типа наряду с воспитательными учреждениями закрытого типа могут и должны быть включены в систему принудительных мер воспитательного характера в качестве вариативного решения по принудительному воспитанию несовершеннолетних, впервые совершившихся преступления небольшой тяжести. Также предлагаем в Уголовный кодекс включить понятие "прохождение восстановительной программы". Эта программа может включать в себя комплекс принудительных мер воспитательного характера или какую-то одну меру, которую выберет и назначит суд", - сообщила парламентарий.

"В рамках этой новой системы принудительных мер воспитательного характера мы предлагаем комплексный и индивидуальный подход к каждому оступившемуся подростку для того, чтобы одновременно устранить причины, которые привели к совершению преступления, воспитать, изменить среду, создать иные ориентиры, помочь с жизненными и бытовыми условиями. Зачастую к совершению подростком преступлений приводит алкогольная или наркотическая зависимость. Поэтому мы предлагаем установить обязательное прохождение обследования несовершеннолетнего у врача-нарколога и лечение в случае, если выявлено заболевание. Кроме того, для работы с причинами, которые привели к преступлению, для понимания психоэмоционального состояния и степени агрессии возможно прохождение курса занятий с психологом", - сказала руководитель Экспертного совета.

"Педагогическое влияние и помощь актуализируются через систему наставничества и волонтерства, которые могут иметь наиболее позитивное влияние на модель поведения несовершеннолетнего. Появление таких форматов работы предполагает, конечно, инициативу граждан и общественных организаций", - отметила она.

Также, по словам Ирины Яровой, одной из возможных принудительных мер воспитательного воздействия может стать бесплатное выполнение общественно-полезных работ в свободное от учебы время. При этом вид общественно-полезных работ и объекты, на которых они отрабатываются, определяются специализированным госорганом, который направляет несовершеннолетнего в организацию на основании договора с ней.

"Несомненно, участие образовательных организаций в оказании помощи и формирование специальной программы работы и взаимодействия с таким подростком является очень важной частью исправления. И здесь индивидуальный подход означает конкретную программу мероприятий, разрабатываемую для каждого конкретного случая", - сказала разработчик законопроекта.

"Такие формы реагирования и влияния как обязанность принесения извинений потерпевшему, возмещение причинённого вреда относятся к числу элементов общего набора средств коррекции поведения, осмысления совершенного преступления и исправления. Поэтому мы предлагаем сделать их обязательными", - подчеркнула Ирина Яровая.<

"Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними сегодня учитывает возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, а также влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Мы предлагаем включить в обязательные изучение данные, характеризующие семью, родителей, законных представителей для того, чтобы программа принудительных мер воспитательного характера отражала оценку всех обстоятельств и была в дальнейшем максимально эффективной. Также предлагается ввести обязательное участие в процессе представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, которые уже на этой стадии могли бы инициировать конкретные меры, исходя из знания условий жизни подростка и особенностей его личности", - предложила зампред ГД.

"В случае принятия таких законодательных решений появятся основания и условия для формирования современной системы профилактики и работы с подростками, склонными к совершению преступлений. У тысяч несовершеннолетних появится шанс и возможность полной реабилитации без судимости, что в дальнейшем, возможно, позволит корректировать уголовно-правовые меры по преступлениям средней тяжести", - заключила Ирина Яровая.

Вице-спикер добавила, что предложение о гуманизации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести, было озвучено ей Президенту на заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Владимир Путин поддержал данный подход.

При подготовке законопроекта Ирина Яровая инициировала и провела масштабный конкурс среди студентов и аспирантов МГУ, МГИМО, МГЮА им. Кутафина, Академий МВД, Генеральной прокуратуры и СК, Барнаульского юридического института, Волгоградского государственного университета "Принудительные меры воспитательного воздействия: к исправлению без судимости". В состав конкурсной комиссии конкурса входили Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, заместитель Министра просвещения Татьяна Синюгина, Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко, представители МВД, СК РФ, Минюста и всех ВУЗов, принимающих участие в конкурсе. Меры профилактики, предложенные участниками конкурса, вошли в положения законопроекта.